Андрей Дмитриевич Сахаров
О фестивале
Новости

История
Контакты



Приветствия
Учредители
Спонсоры
Поддержка
Участники
Программа




Международный фестиваль искусств им. А. Д. Сахарова

Участники

Жан-Клод КАЗАДЕЗЮС

дирижер

Родился в Париже в артистической семье. Окончив Парижскую Национальную консерваторию, начал свою карьеру как исполнитель на ударных инструментах, затем продолжил обучение по классам композиции и дирижирования (у Пьера Дерво в Париже и Пьера Булеза в Базеле). В 1969 году был приглашен дирижировать в два знаменитых парижских театра - "Опера де Пари" и "Опера Комик" В 1971 году он помогал Пьеру Дерво в организации филармонического оркестра Pays de la Loire, где до 1976 года работал ассистентом художественного руководителя. В 1976 году Казадезюс основал Национальный Оркестр Лилля, которому с тех пор отдает все свои силы и энергию. Под его руководством Лилльский оркестр приобрел репутацию одного из ведущих оркестров Франции, с успехом гастролирует в Европе, США, Канаде, Китае, Японии. Маэстро Казадезюс выступает также с ведущими оркестрами мира: Лондонским Королевским филармоническим, коллективами Берлинской, Дрезденской, Санкт-Петербургской филармоний, Лейпцигским Гевандхауз-оркестром, Зальцбургским Моцартеумом, оркестрами Филадельфии, Солт-Лейк Сити, Монреаля, Праги, Будапешта, Оркестром Парижа, Национальным оркестром Франции, и другими. Он много дирижирует в опере, осуществил постановки в театрах Лилля, Парижа, Брюсселя, Женевы, Барселоны, Антверпена, принимал участие во всех известных оперных фестивалях, включая Aix-en-Provence, Orange. С Национальным оркестром Лилля осуществил около 30 записей на ведущих фирмах мира (Harmonia Mundi, Forlane, Erato, EMI). Симфонии Малера (№№ 1, 2, 4, 5), кантата Бизе "Кловис и Клотильда" с Монсеррат Кабалье, два альбома из произведений Малера и Вагнера с Хосе Ван Дамом - это лишь немногие из его записей, которые были удостоены наград французской Academie du Disque Francais, SACEM и Nouvelle Academie du Disque. Сейчас он осуществляет записи на фирме NAXOS. Автобиография Жана-Клода Казадезюса под названием "Кратчайший путь от сердца к сердцу" вышла в издательстве Editions Stock. Маэстро присвоено звание Командора Национального Ордена "За заслуги", Командора Искусства и литературы, а в 2003 году он стал Командором Ордена Почетного Легиона.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР Г. ЛИЛЛЬ

Основанный в 1976 году по инициативе региональных властей департамента Нор/Па-де-Кале и правительственной поддержке, Национальный оркестр Лилля являет собой амбициозный художественный проект, инициированный Жаном-Клодом Казадезюсом и направленный на широкую аудиторию. Его цель: освоение широкого репертуара, исполнение современных сочинений (в частности, в прошедшем сезоне - сочинения Бруно Мантовани, "композитора года" по рейтингу конкурса "Музыкальные Победы - 2009"), продвижение молодых талантов, образовательные мероприятия и мероприятия для юных зрителей. . За тридцать четыре года своего существования Национальный оркестр Лилля превратился в один из лидирующих оркестров Франции. Проводя ежегодно около 200 концертов в своем регионе, он активно гастролирует, являясь ведущим послом французской культуры на четырех континентах и более чем в 30 странах. Так, нынешний сезон отмечен в деятельности коллектива такими важными международными событиями, как гастрольный тур в Австрию, Словению и Хорватию, участие в культурной программе всемирной выставки ЭКСПО 2010 в Шанхае, выступления в городах России в рамках "Года Франции в России". Оркестр постоянно принимает участие в программах радио и телевидения, о его динамичной политике в области звукозаписи свидетельствуют: диск из произведений Эскеша Тьерри, отмеченный в 2007 году призом Choc de l'Annee du Monde de la Musique, диск с музыкой Кантелуба, удостоенный Orphee d'or by the Academie du disque lyrique и приза SCARD как "лучшая запись музыки французского композитора". Национальный оркестр Лилля является первым французским оркестром, записавшим две симфонии Уолтона на фирме BIS.

Софи ФУРНЬЕ

меццо-сопрано

Окончила Национальную Парижскую консерваторию по классу Регины Креспин, получив первый приз как солистка оперы. Работала в ряде крупных региональных оперных театров - в Париже, Монпелье, Лионе, Ницце, Лозанне, Женеве, выступала под руководством таких дирижеров, как Мишель Плассон, Жак Мерсье, Армин Жордан, Жорж Претр. В сезоне 1994-1995 гг. стала финалисткой Конкурса Л. Паваротти в Филадельфии. Свободно льющийся в любом диапазоне голос позволяет ей исполнять самые разнообразные партии: Фьордилиджи ("Так поступают все женщины") и Донна Эльвира ("Дон Жуан") - в Театре на Елисейских Полях; Мюзетта ("Богема"), Салуд ("Короткая жизнь") и Антония и Джульетта ("Сказки Гофмана") - в Нанси; Стефано ("Ромео и Джульетта") - в Королевском театре в Турине; Кармен - в Люблянской опере и на гастролях. Под руководством Мишеля Плассона она исполнила партию в опере "Скрытая любовь" в Тулузе, а также роли Алисы Форд ("Фальстаф") и Графини ("Свадьба Фигаро") в Лионской опере, и Донны Эльвиры ("Дон Жуан") в Комической опере. В 2006 году Софи Фурнье спела "Человеческий голос" Пуленка во Дворце музыки в Барселоне (дирижер Эдмонд Коломер) и в Сите-де-ля-мюзик с Национальным оркестром Франции (дирижер Джордж Пехливанян). Софи Фурнье также с успехом выступает с сольными концертами, заметными событиями стали: исполнение произведений Дебюсси, Форе, Дюпарка, Равеля в Шатле; Штрауса, Шуберта, Пуленка - в Руайомонтском Аббатстве; Гранадоса - в Оперном театре Нанси; Равеля ("Шехеразада"), Пуленка, Гранадоса, Россини - в Лионской Опере. По приглашению Доминика Делуша Софи Фурнье приняла участие в исполнении монооперы "Человеческий голос" под руководством Дениз Дюваль в её фильме "Возвращённый голос" (Diapason d'Or 2009). Также записала музыку Габриэля Тибодо с Французским октетом для черно-белого фильма Жюльена Дювивье "На счастье дамам".

Юрий БАШМЕТ

художественный руководитель, дирижер и солист

Всемирно известный альтист, дирижер, основатель и художественный руководитель камерного ансамбля "Солисты Москвы", организатор ряда известных музыкальных фестивалей и международных конкурсов альтистов, Юрий Башмет является одним из ведущих музыкантов современности. Родился в 1953 году в Ростове-на Дону. В 1976 году окончил Московскую консерваторию, где занимался у профессоров В. Борисовского и Ф. Дружинина. Еще в студенческие годы стал лауреатом международных конкурсов альтистов в Будапеште (1975, II премия) и Мюнхене (1976, Гран-при). С середины 70-х годов ведет активную концертную деятельность. С его именем связаны первые в истории мирового исполнительства сольные альтовые концерты в таких крупнейших залах мира, как Карнеги Холл (Нью-Йорк), "Концертгебау" (Амстердам), Берлинская филармония, "Ла Скала" (Милан). Творческая дружба, многочисленные выступления и записи связывают его с выдающимися музыкантами: С. Рихтером, М. Ростроповичем, И. Стерном, Г. Кремером, М. Аргерих, О. Каганом, Н. Гутман, В. Третьяковым, В. Спиваковым, дирижерами, среди которых: Р. Кубелик, С. Озава, В. Гергиев, Ю. Темирканов, Г. Рождественский, сэр К. Девис, Дж. Э. Гардинер, Ш. Дютуа, П. Захер, К. Мазур, Б. Хайтинк, К. Нагано и другие. В его программах музыка разных эпох и стилей. Специально для него написаны или ему посвящены около 50 альтовых концертов и других сочинений, среди авторов которых А. Шнитке, С. Губайдулина, Э. Денисов, Г. Канчели, А. Эшпай, А. Чайковский. Народный артист СССР Юрий Башмет удостоен Государственных премий России, является лауреатом премии "Лучшему музыканту-инструменталисту года" (1993, Лондон), престижной премии "Soning Musikfond" (1995, Копенгаген), Офицером Ордена литературы и изящных искусств Франции (1999), обладателем ордена Гедиминаса (1999, Литва), орденов "За заслуги перед Отечеством" Италии (2000) и России (2002). Его искусство запечатлено во множестве аудио- и видеозаписей. Его CD, выпущенные различными фирмами (RCA-Victor, "Мелодия", EMI, Erato, Sony), неоднократно завоевывали авторитетные призы "Золотой диапазон" и "Шок". В 2007 году Юрий Башмет и его ансамбль "Солисты Москвы" стали лауреатами высшей награды в области звукозаписи - премии "Grammy". Юрий Башмет - профессор Московской консерватории, проводит международные мастер-классы, член жюри конкурсов альтистов в Мюнхене и Париже, президент конкурса альтистов им. Л. Тертиса в Великобритании. С 1993 года - организатор и председатель жюри Международного конкурса альтистов в Москве. Постоянный член жюри независимого конкурса "Триумф". Участник многих музыкальных фестивалей в России, странах Европы, США, организатор и руководитель фестивалей в Роландсеке (Германия), Туре (Франция), на острове Эльба (Италия), художественный руководитель фестиваля "Декабрьские вечера С. Рихтера" в Москве, постоянный участник Международных фестивалей искусств им. А.Д. Сахарова в Нижнем Новгороде. С 2002 года - художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра "Новая Россия". Является учредителем Международного благотворительного фонда Ю. Башмета.

КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ "СОЛИСТЫ МОСКВЫ"

Камерный ансамбль "Солисты Москвы", созданный по инициативе Юрия Башмета из лучших выпускников, аспирантов и студентов Московской консерватории, дебютировал 19 мая 1992 года в Большом зале Московской консерватории, а через день, 21 мая, - в зале "Плейель" в Париже. Сегодня за плечами молодых музыкантов - большой, яркий и насыщенный творческий путь. Мировая пресса называет коллектив одним из лучших в мире в этом жанре, его искусству аплодируют ценители музыки в Европе, Америке, Японии, Австралии, Новой Зеландии. Ансамбль участвует в таких известных фестивалях, как фестиваль М. Ростроповича в Эвиане (Франция), фестивали в Монтрё (Швейцария), Сиднее (Австралия), Лондоне, Париже, "Декабрьские вечера" в Москве и других, с успехом выступает на сценах самых прославленных концертных залов мира. В качестве солистов с ансамблем выступали многие всемирно известные музыканты: С. Рихтер, М. Ростропович, Г. Кремер, В. Третьяков, М. Венгеров, В. Репин, С. Чанг, Б. Хендрикс, Дж. Галуэй, Н. Гутман, Л. Харелл, М. Брунелло, Т. Квастхофф. В 1994 году музыканты вместе с Гидоном Кремером и Мстиславом Ростроповичем записали компакт-диск для фирмы EMI, сотрудничают с фирмой Sony Classical и другими ведущими звукозаписывающими компаниями. Запись Квинтета Брамса и 13-го квартета Шостаковича, осуществленная "Солистами Москвы" и Юрием Башметом в 1999 году, была названа в Англии "лучшей записью года", запись сочинений Прокофьева и Стравинского удостоена по итогам 2007 года премии "Grammy". В репертуаре ансамбля более двухсот произведений: от шедевров мировой классики до редко исполняетмых произведений старинной и современной музыки, от Телемана, Моцарта, Шуберта до Шенберга, Стравинского, Шнитке, Канчели. "Солисты Москвы" постоянно участвуют в различных телевизионных программах в России и за рубежом, концерты ансамбля многократно транслировались ведущими мировыми компаниями - BBC, Баварским Радио, Радио Франции, японской корпорацией NHK.
Генеральный партнер ансамбля - ОАО НОВАТЕК
Партнер ансамбля - БОКО ди ЧИЛИЕДЖИ

Наталия ГУТМАН

виолончель

"Воплощением правдивости в музыке" называл Святослав Рихтер замечательную виолончелистку, продолжательницу лучших традиций российской исполнительской школы Наталию Гутман. Она родилась и выросла в семье музыкантов. Профессиональное образование получила в Московской консерватории в классе профессора Г. Козолуповой и в аспирантуре под руководством профессора М. Ростроповича. Завоевала ряд премий на труднейших европейских конкурсах: в Вене (1959), Праге (1961), Москве (II Международный конкурс им. П.И. Чайковского, 1962), Мюнхене (1967). Артистический путь Наталии Гутман был неуклонным восхождением к вершинам мастерства. В этом безостановочном движении ее сопровождали С. Рихтер, О. Каган, Э. Вирсаладзе, А. Наседкин, В. Третьяков, Ю. Башмет, Э. Бруннер и другие выдающиеся музыканты. Особое место в ее творческой биографии занимали совместные концерты с Олегом Каганом. В репертуаре Н. Гутман - все лучшее, написанное для виолончели. Ей посвятили свои произведения А. Шнитке, Э. Денисов, С. Губайдулина, Т. Мансурян, А. Виеру и другие известные композиторы. Выдающаяся виолончелистка ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом. С 1982 года постоянно участвует в фестивале в г. Кухмо (Финляндия), в 1990 году вместе с мужем О. Каганом организовала фестиваль в Кройте (Германия). В течение десяти лет совместно с К. Аббадо руководила мини-фестивалем "Берлинские встречи". С 2000 года является художественным руководителем ежегодного московского фестиваля "Посвящение Олегу Кагану". Наталия Гутман - народная артистка СССР, лауреат Государственной премии России, профессор Московской консерватории и Высшей школы музыки в Штутгарте.

Антонина КУЗНЕЦОВА

художественное слово

Автор и исполнитель чтецких программ, профессор Российской академии театрального искусства, автор статей о Марине Цветаевой, эссеистка, - Антонина Кузнецова занимает достойное место в ряду самых выдающихся мастеров искусств России. После окончания с отличием Ярославского театрального училища она стала актрисой Московского драматического театра им. Ермоловой, работу в театре совмещала с концертной деятельностью. С 1968 года работает в Московской государственной филармонии. В репертуаре Антонины Кузнецовой более 30 сольных программ из произведений зарубежной и отечественной литературы XV-XX вв., среди них: "Фауст" (Гете), "Гамлет" (Шекспир), "Горе от ума" (Грибоедов), "Задумчив я брожу" (Пушкин);"Концы и начала" (Герцен), "История времен террора" (А. де Виньи), "Бомарше-Фигаро", "Русский Париж", "Русский Берлин", "Прогулки по Москве", "О времени и о судьбе" (В. Высоцкий), поэзия М. Цветаевой, Б. Пастернака, Д. Самойлова и многие другие. Программы Антонины Кузнецовой удивительно разнообразны по темам и подбору материала, каждая из них обнаруживает тонкий эстетический вкус, глубокое знание истории, литературы, архивных документов, воспоминаний. Интересны и необычны ее программы в сопровождении симфонического оркестра ("Арлезианка", "Пер Гюнт", "Евгений Онегин", "Метель", "Поэма без героя" и другие). Антонина Кузнецова много гастролирует по городам России, сотрудничает с телевидением и радио, преподает в Российской академии театрального искусства (РАТИ/ГИТИС) и на актёрско-режиссёрских курсах под руководством народного артиста СССР, профессора Марка Захарова. Является педагогом Международной школы Михаила Чехова, проводит мастер-классы по поэтическому слову в Центре поддержки русских театров за рубежом. Выступала с моноспектаклями и проводила мастер-классы в Лондоне, Болонье, Амстердаме, Брно, Париже, Праге, Женеве. Удостоена почетного звания Народная артистка России (1995), "Золотой Пушкинской премии" (1999). В 2001 году стала лауреатом премии правительства г. Москвы в области литературы и искусства.

Жан-Эффлам БАВУЗЕ

фортепиано

"Одним из наиболее оригинальных талантов своего поколения", "живым, элегантным, динамичным и поэтичным исполнителем", называет мировая пресса Жана-Эффлама Бавузе. Блестящая карьера пианиста началась после его победы на Фестивале молодых исполнителей в Нью-Йорке в 1986 году, и с этого времени он регулярно выступает в лучших концертных залах Европы, Америки, Азии, играет с ведущими симфоническими оркестрами мира, среди них: Национальный оркестр Франции, "Тулузский Капитолий", оркестр Радио Франции, Берлинский симфонический оркестр, Гюрцених-оркестр Кельна, Staatskapelle Веймара, Лондонский и Борнмутский симфонические оркестры, Халле-оркестр Манчестера, филармонические оркестры Гонконга, Калгари, Бостона, Юты, Бельгийский Национальный оркестр. Выпускник Национальной Парижской консерватории (класс Пьера Санкана), Бавузе удостоен различных наград и признания выдающихся музыкантов нашего времени. В 1998 году, по личному приглашению сэра Георга Шолти, он исполнил Третий фортепианный концерт Бартока с Оркестром де Пари под управлением Пьера Булеза в Париже и в гастрольном турне. С этого времени его связывает с Булезом тесная творческая дружба, в 2008 году они вновь осуществили совместный проект - концерты в серии Proms BBC с Симфоническим оркестром BBC. Ж.Э.Бавузе - частый гость на европейских и американских фестивалях, среди них: La Roque d'Antheron, Фестиваль Шопена в Париже, Шлезвиг-Гольштейн Фестиваль, Рурский Klavierfestival, Badenweiler Musiktage, фестивали Сполето и Mainly Mozart (США), Bard Festival (Йокогама, Япония), Фестиваль искусств им. А. Сахарова в Нижнем Новгороде, фестиваль в Сарове. Пианист владеет широчайшим репертуаром от Гайдна, Бетховена, Бартока и Прокофьева до произведений современных композиторов, таких как Булез, Лигети, Штокхаузен, Охана, Мантовани. Является одним из признанных интерпретаторов полного цикла 32-х сонат Бетховена, с успехом исполненного им по всей Франции. В 1999 году в течение двух вечеров сыграл с Академическим симфоническим оркестром Нижегородской филармонии все фортепианные концерты Прокофьева, в 2001 - полное собрание фортепианных сочинений Равеля в одном концерте. Осуществил множество записей, в том числе произведений Гайдна, Шумана, Шопена, Равеля. В последние годы, являясь эксклюзивным артистом фирмы Chandos, получил ряд наград за свои записи полного собрания фортепианных произведений Дебюсси (5 CD), включая "The BBC Music Magazine Award", "Gramophone Award", "Choc de l'annee 2008" и "Diapason d'Or 2008". С 1999 года является профессором фортепианного факультета Высшей школы музыки в Детмольде (Германия).

Винсан МОНТЕЙ

дирижер

После окончания Национальной Консерватории г. Анже Винсан Монтей изучал музыковедение в Сорбонне (Париж), прошел курсы дирижирования у Жерара Девоса и Пьера Дерво. С 1991 по 1996 годы был ассистентом главного дирижера Театра "Капитолий" г. Тулузы, постигая оперный репертуар, опыт и культуру дирижирования у таких известных мастеров, как М. Плассон, Ф. Лейер, М. Арена и других. В 1996 году получил приглашение на работу в Филармоническом оркестре г. Ницца, где в течение шести сезонов ежегодно проводил более 30 концертов и спектаклей. Винсан Монтей пользуется известностью не только во Франции. Дирижировал операми "Служанка-госпожа" в Гренаде (Испания), "Травиата" в Бременском Театре Площади Гёте (Германия), "Роберт-дьявол" Мейербера в Пражской Национальной Опере (Чехия), "Севильский цирюльник" в Театре "Маноэль" (Мальта) и другими. Чуткое понимание текста и духа французской музыки, присущее Винсану Монтею, получило высокое признание. Продолжая плодотворное сотрудничество с Пражской Национальной Оперой, он принимал участие в фестивалях "Пражская весна" (2001, 2002), в рамках которых под его управлением прозвучало три французские оперы: "Кармен" Бизе, "Роберт-дьявол" Мейербера и "Ариана и Синяя Борода" Дюка. Через год он вновь был приглашен в Прагу, где дирижировал оперой "Беатрис и Бенедикт" Берлиоза. В Венгерской Опере г. Сегед он осуществил французскую постановку оперы "Фауст" Гуно. В сезоне 2005-2006 гг., по приглашению Министерства иностранных дел Франции, представлял французскую музыку в России, Сербии, Грузии. В 2007 году он был назначен музыкальным директором Молодежного симфонического оркестра Тулузы. С марта 2008 года является главным дирижером Национальной Оперы Рейна (Страсбург). Неоднократно выступал в Нижнем Новгороде, в 2008 году принимал участие в Х Международном фестивале искусств им. А.Д. Сахарова.

Изабель ВЕРНЕ

сопрано

Известная французская певица Изабель Верне - выпускница Парижской Национальной Консерватории (класс Регины Креспин). Еще во время обучения получила три премии в категориях оперное пение, оратория и оперетта. Изабель - исполнительница редкого по богатству и разнообразию репертуара - от ведущих партий в операх Глюка, Рамо, Моцарта и оперной классики XIX века до произведений Пуленка, Энеску и других композиторов ХХ века. Певица с успехом гастролировала во многих странах мира - в Великобритании, Германии, Нидерландах, Швейцарии, Испании, Словакии, России, США, Аргентине, Корее и других. Выступала на сцене оперного театра Чикаго вместе с Пласидо Доминго, исполняла роль Джульетты в опере "Сказки Гоффмана" по случаю открытия нового Оперного театра в Лионе. Участвовала в крупнейших европейских фестивалях, включая Зальцбургский, Эдинбургский, Экс-ан-Прованс, Монпелье, в 2001 году, по приглашению Посольства Франции в Корее, исполняла "Марсельезу" на открытии чемпионата мира по футболу. Изабель Верне - большая поклонница французской вокальной лирики, которую она исполняет в многочисленных сольных концертах в парижском Лувре, на фестивалях во Франции, Италии, Чехии, Великобритании, Германии, Корее. Среди ее любимых произведений: "Поэма любви и моря" Шоссона, цикл "Летние ночи" и "Смерть Клеопатры" Берлиоза. Дискография Изабель Верне включает записи на фирмах Harmonia Mundi, EMI, DECCA и других. Певица неоднократно выступала в Нижнем Новгороде, в 2008 году принимала участие в Х Международном фестивале искусств им. А.Д. Сахарова.

Даниель ГАЛЬВЕЗ-ВАЛЛЕЙО

тенор

Получив разностороннее музыкальное образование как пианист, вокалист, композитор и дирижер, Даниель Гальвез-Валлейо дебютировал в летнем оперном сезоне в Калабрии (Италия) в партиях Рудольфa ("Богемa") и Альфредa ("Травиатa"). Вскоре был приглашен для участия в популярной телевизионной программе "Музыка в сердце", а затем получил приглашение на Фестиваль Радио-Франс в Монпелье (партии в операх "Генрих VIII" и "Этьен Марсель" Сен-Санса, "Иван IV" Бизе, "Оберто" Верди, "Электрa" Р. Штрауса). С этого времени выступает на самых престижных европейских сценах. Значительными работами певца стали: роль Гофмана в "Сказках Гофмана" Оффенбаха на открытии Новой Оперы в Лионе, где он пел с Барбарой Хендрикс, Хозе Ван-Дамом, Габриель Бакье, Натали Дессей (дирижер Кент Нагано); партия Дона Хозе в "Кармен" Бизе на сцене "Опера Бастиль" в Париже, а позднее - в оперных театрах Лилля, Бордо, Сент-Этьена, Льежа, на фестивале в Сан-Себастьяно (Испания); партия Фауста в "Осуждении Фауста" Берлиоза в "Опера Бастиль", а также в оперных театрах Женевы, Валенсии, Дрездена (дирижер Мишель Плассон), Лилля, Парижа, (дирижер Жан-Клод Казадезюс), Лиссабона, Страсбурга, лейпцигском "Геванхаузе". В репертуаре певца также ведущие партии в операх "Иерусалим" Верди, "Самсон и Далила" Сен-Санса, "Турандот", "Тоска", "Мадам Баттерфляй" Пуччини, "Фиделио" Бетховена, "Летучий голландец" Вагнера, "Сельская честь" Масканьи, "Фауст" Гуно, "Св. Франци?ск Асси?зский" Мессиана, исполненные им в театрах Франции, Италии, Испании, Венгрии, на Фестивале Пальма де Майорка. Недавно он исполнил партию Гофмана ("Сказки Гофмана") в Париже в рамках Фестиваля "Опера под открытым небом", а затем принял участие в турне по Франции вместе с актрисой Жюли Депардье, для которой это был первый музыкальный проект. Наряду с подготовкой нового репертуара, Даниель Гальвез-Валлейо часть своего времени посвящает сочинению музыки и созданию переложений и аранжировок для оркестра гармоник, к которым он имеет особую любовь (недавно им создана ассоциация "VociHARMONIE"), а также преподаванию пения, что является еще одним большим увлечением певца.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР НИЖЕГОРОДСКОЙ ФИЛАРМОНИИ

Художественный руководитель и главный дирижер - Александр СКУЛЬСКИЙ

Оркестр был основан в 1937 году. За прошедшие десятилетия он прошел яркий, насыщенный событиями творческий путь, и сегодня по праву входит в число лучших симфонических оркестров России. С момента основания до 1955 года коллектив возглавлял С. Лазерсон, в период с 1946 по 1957 годы к работе с оркестром привлекались известные дирижеры Л. Гинзбург, Г. Юдин, К. Кондрашин, но особенно большую роль в его творческом становлении сыграл народный артист России И.Б. Гусман, который руководил коллективом в течение 30 лет (1957-1987). С 1988 по 2000 годы оркестр возглавлял В. Зива, с октября 2000 года его художественным руководителем и главным дирижером является А. Скульский. Коллектив по праву называют "лабораторией современной музыки". В его репертуаре всегда были сочинения композиторов-современников, многие из них прозвучали впервые в мире. Оркестр был первым исполнителем ряда произведений Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Г. Свиридова, К. Караева, Р. Щедрина, А. Шнитке, А. Флярковского, В. Кикты, В. Успенского, А. Чайковского. В числе самых ярких страниц его истории - десять фестивалей "Современная музыка", оказавших заметное влияние на развитие музыкальной жизни страны. Огромный общественный резонанс получили грандиозный по масштабам и исполнительским силам второй фестиваль, посвященный творчеству Д. Шостаковича (1964), и десятый фестиваль из произведений А. Шнитке (1989). С 1992 года оркестр является постоянным участником Международных фестивалей искусств им. А.Д. Сахарова. В разные годы за дирижерским пультом оркестра выступали выдающиеся дирижеры: Е. Светланов, Ю. Темирканов, Н. Рабинович, В. Гергиев, Д. Кахидзе, Ю. Домаркас, А. Янсонс, Г. Рождественский, Ю. Симонов, Э. Клаас, Н. Рахлин, Б. Хайкин, К. Иванов, К. Элиасберг, А. Стасевич, В. Дударова, С. Сондецкис, Д. Китаенко, Г. Проваторов, В. Синайский, Е. Колобов и др. Оркестр много и плодотворно сотрудничает с выдающимися исполнителями - солистами, крупнейшими хоровыми коллективами страны. В последние десятилетия расширяются его связи с зарубежными артистами. С оркестром выступали такие известные музыканты, как Г. Нейгауз, Л. Оборин, С. Рихтер, Э. Гилельс, М. Гринберг, М. Юдина, М. Ростропович, Д. Ойстрах, Л. Коган, Д. Шафран, И. Козловский, Г. Вишневская, И. Архипова, Я. Флиер, Т. Николаева, В. Клиберн, В. Ашкенази, М. Плетнев, Н. Петров, В. Третьяков, Ю. Башмет, В. Спиваков, Б. Гутников, М. Воскресенский, Д. Башкиров, В. Крайнев, Э. Вирсаладзе, Г. Соколов, В. Постникова, Н. Гутман, О. Каган, Г. Кремер, В. Репин, М. Венгеров, М. Майский, Д. Мацуев, В. Виардо, А. Любимов, Е. Кисин, Е. Мечетина, С. Стадлер, И. Монигетти, Б. Дуглас, Д. Поллак, Д. Шварцберг, Ф. Полле и другие. Оркестр неоднократно гастролировал в Москве, Санкт-Петербурге, столицах государств Балтии, в городах Поволжья, Урала, Кавказа, Средней Азии, является постоянным участником крупнейших музыкальных форумов, проводимых в России. В 1990 году выступал на фестивале "Мартовские музыкальные дни" в Болгаpии, неоднократно принимал участие в международных фестивалях "Сеpебряные симфонии" во Франции (1993, 1994), "Musici Artis" в Брюсселе (2002), "Oleg Kagan Musikfest" в Кройте (Германия, 2007), совершил несколько продолжительных турне по городам Испании, Франции, Бельгии, Германии, побывал с концертами в Амстердаме и Гааге, странах Скандинавии. В 2002 году оркестр был признан победителем в номинации "За лучшее исполнение современной музыки" по итогам первого открытого фестиваля симфонических и камерных оркестров России на волнах радиостанции "Орфей". Осуществил множество записей на радио, телевидении, на компакт-диски. В январе 2002 года фирмой "КонКлаРек" выпущены два CD с записями его концертов на фестивале искусств им. А.Д. Сахарова. В 1990 году коллектив удостоен звания "Академический". По итогам творческой деятельности в 1996 году российской газетой "Музыкальное обозрение" назван "Оркестром года".

Александp СКУЛЬСКИЙ

художественный руководитель и главный дирижер

Александр Скульский впервые встал за дирижерский пульт в 1967 году, и с этого времени его артистическая судьба неразрывно связана с деятельностью Нижегородского симфонического оркестра. За прошедшие десятилетия под его управлением прозвучало более 1700 программ, были исполнены все симфонии Бетховена, Брамса, Шумана, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, многие произведения Баха, Моцарта, Гайдна, симфонии Малера, Брукнера, Хиндемита, Онеггера. Дирижер провел более двухсот премьер произведений композиторов ХХ столетия: Бартока, Мартину, Бернстайна, Лютославского, Щедрина, Шнитке, Сильвестрова и других. Выпускник Нижегородской (1965, класс профессора М.А. Саморуковой) и Петербургской консерваторий (1971, класс профессоpа Н.С. Рабиновича), он с самого начала своей дирижерской деятельности проявил себя как музыкант высокой художественной культуры, тонкого вкуса, отличный знаток мирового оркестрового репертуара. Выступал с ведущими симфоническими оркестрами и крупнейшими хоровыми коллективами страны, лучшими российскими и зарубежными солистами. Гастролировал во многих городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, странах Балтии, во Франции, Австрии, Испании, США, Бельгии, Германии, Нидерландах, Дании, Швеции, Норвегии. Александр Скульский известен и как педагог: он возглавляет кафедру оперно-симфонического дирижирования в Нижегородской консерватории, профессор, автор научных работ, статей, методических пособий. Проводит международные мастер-классы. В 2004 году удостоен почетного звания "Народный артист России". Трижды лауреат премии г. Нижнего Новгорода.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КВАРТЕТ имени А. П. БОРОДИНА

Рубен АГАРОНЯН, скрипка
Андрей АБРАМЕНКОВ, скрипка
Игорь НАЙДИН, альт
Владимир БАЛЬШИН, виолончель

Государственный Квартет имени А.П. Бородина - уникальное явление в истории музыкальной культуры не только России, но и всего мира. Существующий вот уже 65 лет, этот легендарный ансамбль снискал репутацию одного из лидеров мирового квартетного музицирования, а его феноменальное творческое долголетие отмечено российской "Книгой рекордов Гиннеса" (1995). Богатейшая биография коллектива - это тысячи концертов, записи сотен произведений, огромное количество премьер, гастроли по всему миру. Партнерами "бородинцев" в разные годы были такие выдающиеся музыканты, как К. Игумнов, Г. Нейгауз, Д. Ойстрах, М. Юдина, Л. Оборин, Л. Коган, Э. Гилельс, М. Ростропович, Н. Петров, В.Третьяков, Ю. Башмет, Э. Вирсаладзе, Н. Гутман, М. Плетнев, А. Шифф, М. Коллинз, М. Брунелло и многие другие. В 1950 году началось содружество Квартета со Святославом Рихтером, продлившееся более четырех десятилетий. В огромном репертуаре Квартета более 400 наименований - от Боккерини, Гайдна, Моцарта, Бортнянского, Бетховена, Глинки, Алябьева, Шуберта до Прокофьева, Бартока, Шенберга, Бриттена, Хиндемита, Веберна, Шнитке. Ансамбль является первым исполнителем многих новых сочинений, которые нередко создавались в расчете на "бородинцев" и были им посвящены, среди них - произведения В. Шебалина, А. Александрова, Л. Книппера, А. Шнитке, М. Вайнберга, Ю. Левитина. Особая страница в жизни ансамбля - творческий союз и многолетнее общение с Дмитрием Шостаковичем. Памятное исполнение его Фортепианного квинтета в 1964 году в Горьком стало последним публичным выступлением великого композитора в качестве пианиста. Масштабный цикл "Все квартеты Шостаковича" исполнен музыкантами квартета более 40 раз (!), его слушали в России, странах Европы, в США. Запись всех 15-ти квартетов Шостаковича была удостоена награды Министерства культуры СССР "Золотой диск" и была переиздана ведущими звукозаписывающими компаниями мира - EMI и BMG. Значительным достижением последних лет стала запись всех квартетов Бетховена на фирма Chandos (2005), выпущенная к 60-летию ансамбля. Квартет регулярно выступает на различных международных фестивалях в Италии, Франции, Германии, Австрии, Финляндии, он постоянный участник знаменитых "Декабрьских вечеров" в Москве и Международных фестивалей искусств имени А.Д. Сахарова. Несмотря на неоднократное обновление своего состава, Квартет бережно сохранил лучшие исполнительские традиции. Огромная заслуга в этом принадлежала одному из основателей ансамбля - В.А. Берлинскому, который выступал в составе коллектива более 60 лет и до последних дней был его почетным членом и советником. Квартет им. Бородина - лауреат Государственной премии имени М.И.Глинки (1968), лауреат премии Мэрии Москвы (1998), лауреат Государственной премии России (2001).

Людмила БЕРЛИНСКАЯ

фортепиано

Профессиональное музыкальное образование получила в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных (класс профессора А. Кантор) и Московской консерватории (класс профессора М. Воскресенского). В 1985 году на Международном конкурсе камерных ансамблей в Париже вместе с виолончелисткой М.Тарасовой удостоена Гран-при и специального приза за лучшую интерпретацию произведения французского композитора, в 1989 году награждена первой премией на Международном конкурсе камерных ансамблей во Флоренции; обладательница приза Леонардо. Концертирует как солистка и участница камерных ансамблей. Выступала с такими мастерами, как М. Ростропович, С. Рихтер, Ю. Башмет, В. Третьяков, А. Рудин, А. Князев, Д. Шварцберг, П. Мейер, Ж. Коссэ, А. Менье, Квартет им. Бородина, квартеты Орландо, Данель, Файн Артс, квинтет Морагэс и другими. Весьма обширна и география ее гастролей - она играла во многих городах России, выступала в лучших залах Франции, Великобритании, Нидерландов, Германии, Италии, Бельгии, Испании, США и других стран, участвовала в различных фестивалях, включая "Декабрьские вечера" в Москве, Эдинбургский и Бриттеновский в Великобритании, Кухмо в Финляндии, Орландо в Голландии и многих других. Людмила Берлинская - художественный директор фестиваля Printemps Musical a Paris ("Парижская музыкальная весна"). В середине 90-х основала в Париже фестиваль "Русский музыкальный салон" под покровительством жены бывшего французского президента - мадам Ширак.

Денис МАЦУЕВ

фортепиано

"Новая звезда мирового фортепианного искусства и один из самых востребованных музыкантов в мире", - так пишут о молодом российском пианисте европейские и американские газеты. Денис Мацуев родился в 1975 году в Иркутске. С 16 лет живет в Москве. Окончил ЦМШ и Московскую консерваторию (класс профессора С. Доренского, 1999). В 1993 году завоевал I премию на Международном конкурсе пианистов в ЮАР, в 1997 году - Гран-при на Международном конкурсе в Париже. Стремительный взлет творческой карьеры пианиста начался после его триумфальной победы на XI Международном конкурсе им. П.И. Чайковского в Москве (1998). Cегодня его выступления расписаны на несколько лет вперед и с неизменным успехом проходят на самых престижных сценах мира. Он постоянно выступает со всемирно известными коллективами, включая ведущие отечественные оркестры, лучшие коллективы США, Германии, Франции, а также Симфонический оркестр BBC, Оркестр театра La Scala, Роттердамский филармонический оркестр, Будапештский Фестивальный, Европейский камерный оркестр. Исполнительские интересы Дениса Мацуева охватывают самый широкий репертуар, включая джаз. Пианист записал несколько дисков в России, Японии и Европе. В 2004 году он подписал контракт с компанией BMG Classics. Первый же совместный проект - сольный альбом "Tribute to Horowitz" - получил премию "РЕКОРД-2005". В 2006 году пианист вновь стал лауреатом премии "РЕКОРД" за альбом с записью "Времен года" Чайковского и фрагментов из балета "Петрушка" Стравинского. В 2007 году увидел свет еще один сольный альбом пианиста - "Неизвестный Рахманинов", записанный на рояле композитора в его доме "Вилла Сенар" в Люцерне. Среди последних записей: "Денис Мацуев. Концерт в Карнеги Холл" (Sony Music, 2008) и запись произведений Рахманинова с Валерием Гергиевым и оркестром Мариинского театра на рекорд-лейбле Mariinsky (2010). В последние годы музыкант активно проявляет себя в амплуа арт-менеджера: с неизменным успехом он проводит фестиваль "Звезды на Байкале" в Иркутске, с 2005 года является арт-директором фестиваля "Crescendo". Денис Мацуев - президентом Международного фонда "Новые имена", арт-директор фонда им. С.В. Рахманинова. В 2006 году вошел в состав Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации, в том же году удостоен звания "Заслуженный артист России".

Михаил АЛЬПЕРИН

фортепиано, импровизация, композиция

Родился на Украине в 1956 году, вырос в Бессарабии, в восточной части Молдавии. В период обучения игре на фортепиано и композиции выступал с народными музыкантами, впоследствии был членом молдавского джаз-ансамбля "Кварто", организованного Семеном Ширманом. В 1983 году переехал в Москву, где встретился с Аркадием Шилклопером, в дуэте с которым начал экспериментировать, обогащая джазовую традицию элементами русского и молдавского фольклора. "Вся народная музыка в чем-то родственна, и я хочу сломать барьеры и границы - не только географические, но и исторические, границы между эпохами. Если прислушаться к молдавской народной музыке, вы столкнетесь со структурами, хорошо известными на всем Востоке. И, знаете, иногда, когда я слушаю, скажем, музыку Гарбарека, могу поклясться, я воспринимаю ее как молдавскую". Первый европейский тур дуэта Альперина - Шилклопера привел их в Осло, где они посетили Rainbow Studio для записи демо со звукорежиссером Яном Эриком Консхаугом. Через полгода после этого продюсер фирмы ECM Манфред Айхер пригласил дуэт для записи диска, который был издан в 1989 году под названием "Wave Of Sorrow"(1989) и привлек внимание европейских критиков. "Композиции Альперина невозможно классифицировать с точки зрения жанра, - писал Томас Ротшильд во "Франкфуртер рундшау". - Это большей частью афористичные пьесы, восходящие как к Бартоку, Шнитке или Куртагу, так и к Джарретту или Корреа. Они действительно уникальны, и должны быть услышаны". В 1990 году дуэт Альперин-Шилклопер пригласил к сотрудничеству энтузиаста русского аутентичного фольклора Сергея Старостина. Ансамбль получил название "Moscow Art Trio". Трио регулярно гастролирует и сегодня является, пожалуй, одним из самых интересных, оригинальных и известных этно-джазовых коллективов из России, чьи альбомы выходят на российских фирмах RDM, Boheme Music , Dom Records и немецкой фирме Jaro. С 1991 года Михаил Альперин живёт и работает в Норвегии, принимает участие в различных международных джаз-фестивалях - в Германии, Бельгии, США, России... Профессор Норвежской государственной академии музыки в Осло, он стал центральной фигурой в новой импровизационной музыке Северной Европы. Дискография: www.Alperin.no; www.ECMrecords.com

Вегар ВОРДАЛ

скрипка, hardingfele (норвежская скрипка), танец "Энергетическая бомба" Вегар Вордал родился на Лофотенских островах в Северной Норвегии в 1975 году. Сегодня он - концертирующий скрипач и танцор, виртуозно владеющий как традиционной скрипкой, так и Hardangerfiddle - разновидностью норвежской скрипки. Выступает с такими артистами, как Патрик Андерсон (альбом Finnskogen Brenner), Михаил Альперин ("Портрет"), Фроде Халтли и Унни Ловлид (Rusk). В последние годы много экспериментирует в различных жанрах, исполняя как традиционые мелодии, так и современную музыку, работая в мюзикле (Les Miserables), театре (Erasmus Montanus), кино ("Вегас"). Известный педагог и наставник, он также является продюсором производства нескольких CD (Geitungen, Бергенский ансамбль мандолин, Eplemoya songlag). Вегар Вордал выступает как солист и в составе различных инструментальных и танцевальных ансамблей, проводит многочисленные концертные туры в Норвегии и за рубежом, участвует в радио- и телепрограммах, осуществил множество записей. В основе его выступлений - темы, взятые из норвежской народной культуры, народной музыки и танца. Специалист в области фольклора, он занимается преподавательской деятельностью, выступает с лекциями.

Аркадий ШИЛКЛОПЕР

валторна, альпийский рог, флюгельгорн и другие духовые инструменты

Родился в Москве в 1956 году. С 6 лет начал играть на духовых инструментах, с 1967 по 1974 годы был воспитанником Московской военно-музыкальной школы. В 1981 году окончил ГМПИ им. Гнесиных (класс А. Рябинина), в 1976-78 параллельно учился в Московской экспериментальной студии музыкальной импровизации (ныне Московский колледж импровизационной музыки). Работал в оркестре Большого театра СССР (1978-1985), Академическом симфоническом оркестре Московской государственной филармонии (1985-89). В 1984-86 гг. выступал в джазовом дуэте с контрабасистом Михаилом Каретниковым, в 1985-1989 гг. - в ансамбле "Три О" с Сергеем Летовым и Аркадием Кириченко. С 1988 играет в дуэте с пианистом Михаилом Альпериным. Их совместный альбом "Wave Of Sorrow" (1989) стал первым альбомом фирмы ECM в российской джазовой дискографии. Позднее Шилклопер участвовал в записи еще трех альбомов Альперина для ЕСМ: "North Story" (1997), "First Impression" (1999), "Her First Dance" (2008). В 1990 году Михаил Альперин, Аркадий Шилклопер и Сергей Старостин создали "Moscow Art Trio", которое и сегодня остается, пожалуй, самым востребованным на Западе российским джазовым проектом. С 1992 года А. Шилклопер выступает с сольными программами. С 1995 года играет в составе международного квартета Pago Libre: Тшо Тайссинг - скрипка, Австрия; Джон Вольф Бреннан - фортепиано, Швейцария; Георг Брайншмид - контрабас, Австрия. В 1998-2002 гг. сотрудничал с Vienna Art Orchestra. В 2000 году организвал трио "Mauve" с Алегре Корреа и Георгом Брайншмидом. Их альбом "Mauve", выпущенный австрийской фирмой Quinton (2002), получил престижную европейскую джазовую премию - Приз Ханса Коллера в категории "Лучший альбом года". Аркадий Шилклопер выступает с концертами и дает мастер-классы по всему миру: в России, странах СНГ и Европы, США, Канаде, Японии, Панаме, Китае, Австралии. Начиная с 1998 года использует в концертах редчайший для импровизационной музыки инструмент - альпийский рог, и является одним из немногих джазовых исполнителей на этом инструменте. www.shilkloper.ru

АНСАМБЛЬ БАРОЧНОЙ МУЗЫКИ "MUSICA AMPHION"

Ансамбль "Musica Amphion", созданный в 1993 году по инициативе клавесиниста Питера-Яна Белдера, основное внимание уделяет исполнению оркестровой и камерной музыки XVII-XVIII веков на аутентичных инструментах. Лидер ансамбля - Реми Боде является концертмейстером "Оркестра XVIII века". "Musica Amphion" объединяет музыкантов, играющих в ведущих оркестрах и ансамблях старинной музыки, таких как "Оркестр XVIII века", Барочный оркестр Амстердама, Nederlandse Bachvereniging, Барочный оркестр Фрайбурга, "Академия старинной музыки", многие из них ведут успешную сольную концертную деятельность. Ансамбль выступал на фестивалях старинной музыки в Утрехте, Гааге, Баховском фестивале в Амстердаме, регулярно дает концерты в "Концертгебау", а также во многих концертных залах в Нидерландах и за рубежом. В последние годы ансамбль много работает в области звукозаписи и выпустил уже болоее 20 CD. Сейчас музыканты в сотрудничестве с немецким хором The Immortal Bachchoir записывают на фирме NAXOS полное собрание произведений К.Ф.Э. Баха. Совсем недавно фирма Channel Classics выпустила их диск из произведений Генделя, записанный совместно с гобоистом Бартом Шнеерманом и сопрано Йоганнет Зомер. Эта запись получила высшие оценки ведущих музыкальных журналов Германии и Франции. Дискография ансамбля включает также Бранденбургские концерты, "Музыкальное приношение" и концерты для двух, трех и четырех клавиров И.С. Баха, полный цикл "Застольной музыки" Телемана, полнное собрание произведений Корелли (10 CD). Компакт-диск с записью клавирных концертов Баха и его сыновей, выпущенный фирмой Quintone, получил восторженные отзывы прессы и специалистов и был назван "самым привлекательным CD с записью музыки эпохи барокко за долгие годы".

Петер-Ян БЕЛДЕР

клавесин

Родился в 1966 году. Музыкальное образование получил в Королевской консерватории в Гааге (класс Рикардо Канджи) и Амстердамской консерватории им. Свелинка (класс клавесина Боба ван Асперена). С 1990 года ведет активную концертную деятельность на родине и за рубежом, выступая как солист-клавесинист, пианист, органист, участник камерных ансамблей. В 2005 году дебютировал в Концертгебау как дирижер вместе со своим ансамблем "Musica Amphion". Выступал на ведущих европейских фестивалях старинной музыки в Берлине, Лейпциге, Барселоне, Фландрии, Потсдаме, Утрехте. В 2006 году принимал участие в Международном фестивале искусств им. А.Д.Сахарова. Осуществил множество радио- и телевизионных записей для телекомпаний Нидерландов, Бельгийского и Берлинского радио. Постоянно сотрудничает с известными камерными оркестрами и ансамблями, в том числе, с Камерным радио-оркестром Collegium Vocale Гент, ансамблем голландского Баховского общества, Trajectina Camarata, оркестром Джезуальдо Консорт, Королевским оркестром Концертгебау. В 1997 году Питер-Ян Белдер был удостоен III премии на Международном конкурсе клвесинистов в Гамбурге, в 2000 году стал победителем Баховского конкурса в Лейпциге. Дискография Петера-Яна Белдера насчитывает более 100 компакт-дисков, в том числе 70 сольных CD для различных звукозаписывающих фирм. Наряду с произведениями Баха, Рамо, Свелинка, он записал все 555 сонат Доменико Скарлатти (36 дисков). При его участии и под его руководством были осуществлены записи полного собрания произведений Телемана, Корелли, полного собрания камерной музыки Перселла, Бранденбургских концертов, "Хорошо темперированного клавира" Баха и произведений Генделя. www.pieterjanbelder.nl

Иван МЕЙЛЕМАНС

дирижер

Родился в 1971 году в Бельгии. Первоначальное образование получил как тромбонист и до 2007 года работал в Королевском оркестре Концертгебау. Дирижерскому искусству обучался у Эда Спаньярда и Жака ван Стина в Королевской консерватории в Гааге, которую окончил с отличием в 2000 году. С успехом участвовал в нескольких национальных и международных конкурсах. В сентябре 2002 года завоевал II премию на Международном конкурсе дирижеров им. Вахтанга Жордания в Харькове (Украина), а через две недели стал финалистом и лауреатом III премии известного конкурса дирижеров Донателлы Флик в Лондоне, где выступил с Лондонским симфоническим оркестром, исполнив сюиту "Чудесный Мандарин " Бартока. Этот концерт вызвал восторженные отзывы лондонской музыкальной критики. В 2005 году за запись компакт-диска с Брасс-ансамблем Королевского оркестра Концертгебау был удостоен премии "Salon", учрежденной для поощрения молодых музыкантов Концертгебау. Важным поворотным моментом в судьбе музыканта стал 2007 год, когда он начал работать ассистентом главного дирижера Королевского оркестра Концертгебау Мариса Янсонса, решив полностью посвятить себя дирижерской карьере. Является участником всех основных европейских, американских и азиатских туров оркестра. Также работал ассистентом таких известных дирижеров, как Герберт Бломстед и Маркус Штенц. В 2007 году был назначен главным дирижером Камерного оркестра Брюгге, одного из самых известных камерно-инструментального коллективов Бельгии. Сегодня Иван Мейлеманс ведет активную концертную деятельность, работая в качестве приглашенного дирижера с известными голландскими и зарубежными камерными и симфоническими оркестрами. Выступал с филармоническими оркестрами Германии, Великобритании, Италии, Люксембурга, Дании, с Королевским филармоническим оркестром Фландрии, оркестрами Радио Нидерландов, Роттердамской филармонии, Гаагским Residentie Orchestra и другими. www.ivanmeylemans.com

Арно БОРНКАМП

саксофон

Арно Борнкамп (1959) получил признание как саксофонист-виртуоз, в равной степени владеющий как классическим, так и современным репертуаром. В 1986 году окончил с отличием Амстердамскую консерваторию им. Свелинка (класс Эда Богаарда), был удостоен множества наград, включая "Серебряный Лавр Концертгебау" и Music Prize - высшую награду в области музыки Министерства культуры Нидерландов, которая дала ему возможность совершенствовать мастерство во Франции (у Д. Дефайе и Ж.М. Лонде) и Японии (у Р. Нода), а также работать с такими композиторами, как Берио и Штокхаузен. Со времени своего сольного дебюта в Риме в 1982 году Арно Борнкамп сыграл более 250 концертов с оркестрами в разных странах мира, исполняя как наиболее значительные произведения классического репертуара для саксофона, так и новые произведения, нередко написанные специально для него (среди них - исполняемый в дни фестиваля Tallahatchie концерт Тер Вельдхауса). Арно Борнкамп увлекается и камерным исполнительством: уже много лет он постоянно играет в дуэте с пианистом Иво Янссенсом, является участником квартета Aurelia Saxophone - всемирно известного ансамбля, который в 2008 году отметил свое 25-летие. Концерты, мастер-классы и лекции Арно Борнкампа проходят во многих странах Европы, в США, на Дальнем Востоке и в Южной Америке. С 1990 года он активно работает в области звукозаписи, многие его CD, записанные на различных лейблах, снискали национальное и международное признание. Высокой оценки был удостоен триптих компакт-дисков (фирма Ottavo), охватывающий три важнейших периода в истории саксофона: произведения, написанные для Адольфа Сакса с 1850 года, импрессионистская музыка начала ХХ века и музыка 20-30-х годов в Берлине. Один из последних его CD, выпущенный фирмой Basta в 2009 году, целиком посвящен творчеству Якоба тер Вельдхауса. Известный педагог, профессор Амстердамской консерватории Арно Борнкамп возглавляет летние международные мастер-классы в Лаубахе (Германия) и преподает в Европейском университете в Гапе (Франция). www.arnobornkamp.nl

Мария МИЛЬШТЕЙН

скрипка

Родилась в Москве в семье музыкантов (1985). С 5 лет начала заниматься на скрипке у педагога школы им. Гнесиных В. Корольковой. В 1991 году вместе с семьей переехала во Францию, где продолжила обучение. В 1997 году стала победителем Международного конкурса "UFAM" в Париже. В 2001-2004 училась в Музыкальной Академии во Фьезоле (Италия). В 2008 году окончила с отличием Амстердамскую консерваторию по классу Ильи Груберта, в 2010 году - аспирантуру с наивысшей оценкой. В период учебы участвовала в мастер-классах таких музыкантов, как Дэвид Такено, Анна Чумаченко, Михаил Копельман, Иосиф Рисин, Менахем Пресслер и других. Мария выступает в Голландии, Франции, Италии, Австрии, России и Японии. Играет в ансамблях с Елизаветой Леонской, Сергеем Мильштейном, Дмитрием и Лизой Ферштман, а также является членом фортепьянного трио "Van Baerle". В 2007 году завоевалала II премию на Международном конкурсе "Citta di Brescia" в Италии (первая премия не присуждалась). В 2008 году получила право на участие в программе поддержки молодых музыкантов Международных Голландских Музыкальных Сессий: серии концертов в крупных европейских городах "New Masters on Tour" 2009/2010. Мария Мильштейн играет на скрипке работы Карло Антонио Тесторе (Милан, 1707) из коллекции Амстердамской консерватории. www.mariamilstein.com

Дмитрий БЕРТМАН

в 1990 году создал театр "Геликон-Опера", с которым на протяжении почти 20 лет активно гастролирует за рубежом, принимает участие в престижных театральных фестивалях, ставит спектакли на ведущих оперных площадках мира. Его постановки часто называют смелыми, провокационными, эпатажными, яркими, хулиганскими, что в целом определяет особую - "геликоновскую" - эстетику. И потому интересно наблюдать, как эта "геликоновская" оперная эстетика переносится в антрепризный драматический театр. Народный артист России Дмитрий Бертман является лауреатом премии им. К.С. Станиславского, трижды лауреатом национальной театральной премии "Золотая маска" в номинации "Лучший режиссер музыкального театра".

Сергей КРЫЛОВ

скрипка

Родился в Москве в семье музыкантов. Игре на скрипке начал учиться с 5 лет, через год дал свой первый концерт. В 10 лет, уже являясь учеником С. Кравченко и А. Штерна в ЦМШ при Московской консерватории, дебютировал с оркестром и начал выступать в России, Китае, Польше, Финляндии и Германии. После победы на Международном конкурсе им. Р.Липицера начал обучение у Сальваторе Аккардо в Академии "Вальтер Стауффер" (Италия). Широкую известность получил после завоевания первых премий на конкурсах им. А. Страдивари в Кремоне и им. Ф. Крейслера в Вене. Об успешной карьере скрипача свидетельствуют его выступления в лучших залах мира, среди них: Берлинская и Мюнхенская филармонии, Musikverein и Konzerthaus в Вене, Radio France Auditorium в Париже, Megaron в Афинах, Bozar в Брюсселе, Suntory Hall в Токио, Teatro Colon в Буэнос-Айресе, Teatro la Fenice в Венеции, театр La Skala в Милане. Он сотрудничает со многими всемирно известными оркестрами, такими как Венский симфонический, Английский камерный, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, РНО, Камерата Зальцбург, оркестр Чешской филармонии, Токийский симфонический, оркестр "Джузеппе Верди" в Милане, Filarmonica Toscanini, Государственный филармонический оркестр Гамбурга и Копенгагенский филармонический оркестр. Среди наиболее значительных личностей, с которыми работал Сергей Крылов, особо следует отметить Мстислава Ростроповича, с которым он не только выступал, но и дружил. Музыкант также сотрудничал с такими дирижерами, как Владимир Ашкенази, Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Михаил Плетнев, Никола Луизотти, Джордж Пехливанян, Ютака Садо, Саулюс Сондецкис, Золтан Кошич, Юлиан Ковачев, Юрий Башмет. Его партнерами в камерных концертах были многие прославленные музыканты: Миша Майский, Ефим Бронфман, Юрий Башмет, Максим Венгеров, Бруно Канино, Михаил Рудь, Нобуко Имай, Лилия Зильберштейн и многие другие. Его дискография включает записи для фирм EMI, "Мелодия" и Agora. В октябре 2009 вышел DVD совместного выступления Крылова с легендарным Стингом в Лондонском Ковент-Гардене. С 2009 года Сергей Крылов является главным дирижером Литовского камерного оркестра.

Анна АГЛАТОВА

сопрано

Родилась в Кисловодске. После окончания Музыкального училища им. Гнесиных по классу Рузанны Лисициан, в 2004 году поступила на вокальный факультет Российской академии музыки имени Гнесиных. В 2001 году стала стипендиаткой фонда Владимира Спивакова (стипендия Сергея Лейферкуса). В 2003 году завоевала I премию на Всероссийском конкурсе вокалистов "Bella voce", принимала участие в XIV Шаляпинском сезоне на Кавминводах (Ставропольский край) и в Рождественском фестивале в Дюссельдорфе (Германия). В 2005 году дебютировала в Большом театре, исполнив партию Наннетты в опере "Фальстаф" Верди. В 2006 году спела партию Сюзанны в концертном исполнении оперы "Свадьба Фигаро" Моцарта на сцене Московского международного дома музыки, а затем на премьере в Новосибирском Государственном академическом театре оперы и балета (дирижер Теодор Курентзис). Участвовала в проекте Фонда Ирины Архиповой "Русская камерная вокальная лирика - от Глинки до Свиридова". На сцене Большого театра исполнила также партии Ксении ("Борис Годунов" Мусоргского), Лю ("Турандот" Пуччини), Прилепа ("Пиковая дама" Чайковского), Мюзетта ("Богема" Пуччини), Микаэла ("Кармен" Бизе), Адель ("Летучая мышь" И. Штрауса), Марфа ("Царская невеста" Римского-Корсакова) и другие. В 2005 году стала лауреатом Международного конкурса оперных певцов "Новые голоса/ Neue Stimmen" в Германии. В 2007 году была выдвинута на соискание Национальной театральной премии "Золотая Маска" за исполнение роли Памины ("Волшебная флейта") в спектакле Большого театра. В 2008 году завоевала I премию Всероссийского фестиваля-конкурса молодых вокалистов им. Н.А.Обуховой (Липецк). В 2009 году удостоена молодежной премии "Триумф".

Виталий ПАНФИЛОВ

тенор

Родился в Новгороде в 1969 году. В 1999 году окончил вокальное отделение Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. На сцене Музыкального театра консерватории исполнил партию Водемона в опере "Иоланта" Чайковского, выступал в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии с исполнением сольных партий в Реквиеме Моцарта, Реквиеме Верди, вокальном цикле "Из еврейской народной поэзии" Шостаковича, "Мессии" Генделя, "Страстях по Иоанну" Баха, мессах Шуберта, опере "Воскрешение Лазаря" Шуберта - Э. Денисова. Принимал участие в концерте, посвященном юбилею Ю. Темирканова, где выступал в дуэте с Барбарой Хэндрикс; исполнил несколько русских арий в прямом радиоэфире "Санкт-Петербург - Лондон" (Би-Би-Си). В 2002 году получил диплом и специальный приз Международного вокального конкурса во Франции. В 2003 году дебютировал в Большом театре, исполнив партию Тома Рейкуэлла на премьере оперы "Похождения повесы" Стравинского. За исполнение этой партии был номинирован на Национальную театральную премию "Золотая маска". В репертуаре: партии Финна ("Руслан и Людмила" Глинки), Эрика ("Летучий голландец" Вагнера), Чайковского ("Дети Розенталя" Десятникова), Барклая-де-Толли, Платона Каратаева ("Война и мир" Прокофьева), Юродивого ("Борис Годунов" Мусоргского), княжича Всеволода Юрьевича ("Сказание о невидимом граде Китеже") и другие. В составе труппы Большого театра гастролировал в Финляндии, Словении, Германии, Греции.

Владимир СПИВАКОВ

художеcтвенный руководитель и главный дирижер Национального Филармонического оркестра Росии Выдающийся скрипач и дирижер Владимир Спиваков ярко реализовал свой многогранный талант в музыке и многих сферах общественной деятельности. Как скрипач получил великолепную подготовку у профессора Московской консерватории Ю. Янкелевича. Не меньшее влияние на него оказал его второй учитель и кумир - Д. Ойстрах. Владимир Спиваков - лауреат престижных международных конкурсов: имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже (1965), имени Паганини в Генуе (1967), конкурса с Монреале (1969, I премия) и конкурса имени П.И. Чайковского (1970, II премия). В 1975 году после триумфальных сольных выступлений в США начал блестящую международную карьеру. В качестве солиста выступал с филармоническими оркестрами Москвы, Ленинграда, Берлина, Вены, Лондона и Нью-Йорка, оркестром "Консертгебау", симфоническими оркестрами Парижа, Чикаго, Филадельфии, Питтсбурга и Кливленда под управлением выдающихся дирижеров XX века Е. Мравинского, Е. Светланова, К. Кондрашина, Ю. Темирканова, М. Ростроповича, Л. Бернстайна, С. Озавы, Л. Маазеля, К.М. Джулини, Р. Мути, К. Аббадо. В 1979 году вместе с группой музыкантов-единомышленников создал камерный оркестр "Виртуозы Москвы" и вот уже более 30 лет является его бессменным художественным руководителем, главным дирижером и солистом. Дирижерскому мастерству маэстро Спиваков обучался у И.Б. Гусмана в Нижнем Новгороде и Л. Бернстайна и Л. Маазеля в США. Бернстайн подарил Спивакову свою дирижерскую палочку, с которой маэстро с тех пор не расстается. В качестве дирижера выступал в крупнейших концертных залах мира с "Виртуозами Москвы" и симфоническими оркестрами Лондона, Чикаго, Будапешта, театра Ла Скала, Академии Санта-Чечилия, Кельнской филармонии и Французского радио. Обширная дискография Владимира Спивакова как солиста и дирижера включает более 40 компакт-дисков. Большинство записей осуществлены музыкантом на фирме BMG Classics. С 1989 года он является создателем и бессменным руководителем Международного музыкального фестиваля в Кольмаре (Франция). Член жюри известных международных конкурсов в Париже, Генуе, Лондоне, Монреале и президент конкурса скрипачей им. Сарасате в Испании. С 2002 года возглавляет скрипичное жюри международного конкурса им. П.И. Чайковского. С 1994 по 2004 гг. руководил ежегодными мастер-классами в Цюрихе. В 1994 году создал Международный благотворительный фонд, который оказывает всестороннюю поддержку юным дарованиям, за годы существования фонда помощь получили более 8 тысяч одаренных детей. В 1999-2002 гг. Владимир Спиваков являлся главным дирижером Российского национального оркестра, в 2003 году стал художественным руководителем и главным дирижером созданного им Национального филармонического оркестра России и Президентом Московского международного Дома музыки. Владимир Спиваков награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени, французскими орденами Офицера искусств и изящной словесности и Почетного Легиона. В 2006 году за выдающийся вклад в мировое искусство признан "Артистом мира ЮНЕСКО".

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР РОССИИ

Национальный филармонический оркестр России (НФОР), созданный в январе 2003 года под руководством всемирно известного скрипача и дирижера Владимира Спивакова, объединил лучших представителей оркестровой элиты и талантливых молодых музыкантов, и в короткое время стал одним из ведущих симфонических оркестров России. С ним охотно сотрудничают выдающиеся дирижеры современности: Ион Марин, Джеймс Конлон, Александр Лазарев, Кшиштоф Пендерецкий, Геннадий Рождественский, Юкка-Пекка Сарасте, Джон Нелсон, Ханс Граф, Джордж Клив, Окко Каму, Мишель Плассон, Эри Клас, Саулюс Сондецкис. С оркестром выступали многие известные артисты, среди них звёзды мировой оперной сцены Джесси Норман, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Кири Те Канава, Дмитрий Хворостовский, Мария Гулегина, Рене Флеминг, Анджела Георгиу, Хуан Диего Флорес, Ферруччо Фурланетто, Марсело Альварес, Рамон Варгас; прославленные солисты-инструменталисты - скрипачи Гидон Кремер, Гил Шахам, Лоран Корсиа, Хиллари Хан, Маюки Камио, виолончелисты Наталия Гутман, Ксавье Филлипс, Татьяна Васильева, пианисты Аркадий Володось, Барри Дуглас, Валерий Афанасьев, Михаил Рудь. Регулярно выступают с НФОР и подчёркивают свою особую близость этому оркестру пианисты Джон Лилл, Денис Мацуев, Александр Гиндин и Ольга Керн. Репертуар НФОР охватывает период от ранних классических симфоний до новейших сочинений современных авторов. За восемь лет своей творческой биографии оркестр представил множество неординарных программ, среди которых постановки Кирилла Серебренникова: оратория-мистерия А. Онеггера "Жанна Д'Арк на костре" (с Фанни Ардан в заглавной роли) и оратория И. Стравинского "Персефона" (с Сати Спиваковой в заглавной роли); исполнение песен К. Вайля и мюзикла "Семь смертных грехов" со звездой классического кабаре Уте Лемпер; "Симфонические танцы ХХ века. Избранное" с участием выдающихся артистов балета У. Лопаткиной, И. Зеленского, Н. Цискаридзе, С. Лунькиной и А. Фадеева. НФОР был участником премьерного исполнения в Москве и Токио симфонии "Властелин колец" Говарда Шора, подготовил и осуществил мировые премьеры Пятой симфонии А. Рыбникова и "Газетной увертюры. Блок новостей в год Моцарта" В. Мартынова. На фестивале "Пространство Эдисона Денисова" НФОР представил программу из произведений Булеза, Ксенакиса, Дютийе и Денисова; впервые в Москве исполнил "Мессу жизни" Ф. Дилиуса, Вторую симфонию К. Вайля, "Америки" Э. Вареза, Четвёртую симфонию Франца Шмидта, сюиту из балета "Трагедия Саломеи" Флорана Шмитта, Симфонию Шоссона, Концерт для арфы Б. Тищенко, симфонические пьесы современных голландских композиторов Мартина Паддинга и Рабина де Раафа, симфоническую версию Л. Маазеля оперной тетралогии Вагнера "Кольцо нибелунга", сюиту из балета "Пер Гюнт" А. Шнитке. Национальный филармонический оркестр России ежегодно проводит два-три гастрольных тура по всем регионам России. Каждое лето принимает участие в Международном музыкальном фестивале Владимира Спивакова в Кольмаре (Франция). Регулярно гастролирует в США, странах Западной Европы, в Японии и Юго-Восточной Азии, в странах СНГ и Балтии. Осуществил записи нескольких компакт-дисков, включающих произведения Чайковского и Рахманинова.

Александр ГАВРИЛЮК

фортепиано

Родился в 1984 году на Украине, начал учиться игре на фортепиано в возрасте 7 лет. В 9 лет впервые выступил на сцене. Уже в юном возрасте одержал значительные победы на международных конкурсах, в том числе в Сенигалии (Италия, 1996) и конкурсе им. Горовица в Киеве (1998, 1999). После победы в 2000 году на IV Международном конкурсе в Хамамацу, японская критика назвала А.Гаврилюка "лучшим молодым пианистом конца XX века". С этого времени пианист регулярно выступает в японских концертных залах - Suntory Hall и Tokyo Opera City Hall, а также записал в Японии два компакт-диска. В 2005 году список его побед пополнился золотой медалью и специальным призом "за лучшее исполнение классического концерта" на престижном Международном конкурсе им. А. Рубинштейна в Тель-Авиве. В том же году фирма VAI International выпустила видеозапись выступления пианиста на фортепианном фестивале в Майами. Этот диск получил наивысшие оценки международной прессы. В 2007 пианист записал второй DVD на этой же фирме. В 1998-2006 гг. Александр Гаврилюк жил в Сиднее (Австралия), выступал в лучших концертных залах страны, играл с Мельбурнским симфоническим оркестром, Симфоническими оркестрами Тасмании и Западной Австралии. В 2003 году он стал артистом фирмы Steinway. В 2007 году по приглашению Николая Петрова провел сольные концерты в Большом зале Московской консерватории и Оружейной палате Кремля, и с этого времени регулярно выступает в России. Сотрудничает с Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, филармоническими оркестрами Москвы, Роттердама, Израиля, Осаки, Сеула, Варшавы, Токийским симфоническим и другими. Партнерами пианиста были дирижеры В. Спиваков, В. Ашкенази, Ю. Симонов, В. Федосеев, А. Лазарев, Д. Рэскин, Т. Зандерлинг, Д. Тови, Х. Бломстедт, Д. Эттингер, И. Группман, Л. Сегерстам, Ю. Судан. После ошеломляющего дебюта в рамках серии Master Pianists в зале Concertgebouw в феврале 2009 года А. Гаврилюк получил приглашение вновь выступить с сольным концертом в рамках той же серии в сезоне 2010-2011. Пианист гастролирует в Европе, Канаде, США, Мексике, Японии, Южной Корее, на Тайване, в Австралии. В ноябре 2009 года исполнил и записал все фортепианные концерты Прокофьева с Сиднейским симфоническим оркестром под управлением В. Ашкенази.


Русское Искусство и Мир

[ Главная I А.Д.Сахаров I О фестивале I Новости I Панорама I Контакты ]

тест полоски и глюкометр доставка
Информационный спонсор фестиваля
"INNOV.RU - Нижегородский бизнес On-Line"